혼토니야메떼쿠다사이
Хорошо, что вчера было холодно, но не шёл дождь. Я без особых проблем сходила на Леди Макбет Мценского уезда в Каменоостровский театр. Это постановка этюд-театра на сцене Приюта комедианта (которая сейчас в ремонте). Приютил беспутных БДТ, а сцену пришлось искусственно "уменьшать" для декораций, которые были очень и очень хороши и продуманы.
В принципе, грамотная инсценировка. Произведение Лескова грамотно дописано до пьесы, расширено и адаптировано. Почти всю сцену, кроме узенького прохода, занимает клетка. Она захлопывается, когда героиня выходит замуж (причем названный отец и муж рассматривают её, такую тонкую и невинную, как корову на ярмарке - локти, руки, ноги, зубы...) и почти все действие происходит в ней. Мы видим, какие стадии минует женщина в мещанском обществе: она от предмета мебели идет к убийце - все из-за окружения, а не из-за злой первородной натуры. Человеку, чтоб жить, мало надо - приветливое слово и взгляд, одним словом дружеское обращение. А чего ждать от человека, к которому интерес проявил только человек неподходящий по статусу, да и то, скажем так, интерес нахально-эротический. Что же, если человеческое только такое и мелькает на горизонте человека? В каких эфемерных моральных рамках нужно оставаться в таком случае? Надеюсь понятно, что здесь я целиком и полностью на стороне несчастной Катерины. Не просто потому, что она женщина и я ей сопереживаю, но на гораздо более осмысленном уровне. Режиссер спектакля, между прочим, мужчина.
Если говорить о другой сюжетной стороне, которая появилась после обработки произведения Лескова, то она мефистофески прекрасна. Люди вставали и уходили, смею надеятся, не из-за того, что не поняли, а из-за невыносимой тяжести реальных историй каторжников 19 века, которые были отыграны блистательно молодыми актерами. Показалось, что спектакль какбэ разгоняется, нарастает под финал, становится все невыносимей. Чертяки из Этюд-театра встретились мне по пути. Выглядели, как разбойники, гремели реквизитной посудой в полиэтиленовых пакетах. Их личных театр с блэкджеком и шлюхами начинается явно не с вешалки. Вели с собой отрока, который оказался не заложником, а реквизитом (ну или даже почти актером). В жизни их энергия чудовищна, а на сцене выглядит божественным даром.
Очень грамотное разделение пространства, как я сказала, и грамотная адаптация. Добавили даже больше Шекспира - каторжники ставят пьесу в пьесе, эстетика которой максимально близка к средневековым балаганам. Мне все очень понравилось. А сейчас я пойду лежать в бреду, потому что вчера таки простыла, а сегодня целый день гуляла под холодным дождем.

@темы: приходи на меня посмотреть