혼토니야메떼쿠다사이
Спасибо Пировскому военкомату за
русскую культуру.
©
Василий Бархатов

Позавчера на "Летучего голландца" я шла со смесью ужаса и предвкушения. У театра как всегда выстроилась пестрая толпа, разве что более "причесанная", чем обычно. В воздухе летало предвкушение. Маман была предупреждена, что если ей не понравиться постмодернизм режиссера, то пусть хотя бы молчит и наслаждается музыкой, ибо Вагнера она любит. Я стояла в очереди на вход с Ахмедовым, потом столкнулась с тремя главными дирижерами театра и, как финальный аккорд, я удобно села во первом ряду. Вечер обещал быть особенным.
Начинается опера с увертюры, которую я уже слышала в исполнении Михайловского оркестра, но под управлением Татарникова. Следует заметить, что в своих суждениях я полагаюсь исключительно на свой эмпирический опыт и нулевые знания. Петренко вышел в рубашке, а не во фраке, что как бы стразу напомнило, что он пришел сюда ломать шаблоны. Что греха таить, невероятно приятно смотреть на этого человека. Он эффектный, красивый и как будто воплощает в себе разумный либерализм. Его техника дирижирования завораживает, его руки идеальны. Под его управлением оркестр работает как механизм, как точнейшие часы. Он человек очень жесткий, как может показаться по интервью, но музыканты явно его любят. Полюбили его и все зрители, уверяю вас, в особенности женщины первых рядов.

Увертюра окатила мощью, энергией, ощутимой стеной эмоций. Уже видишь перед собой море, корабли, даже чувствуешь ветер на коже. В зале пахло можжевеловым деревом, потому что декорации деревянные и сделаны совсем недавно, это только добавляло реализма. Открылся занавес и я охерел просто - Бархатов сделал из сцены трехмерное пространство, в котором, как в фильме со флешбеками и флешфорвардами, одновременно происходить четыре события. Были построены три прозрачные комнаты со сложными системами открывания-закрывания занавесей, жалюзи и прочими штучками, был бассейн в полу и пространство сцены было ограничено стеклянными стенами. В антракте в кучке театралов прозвучало "как мы видим, музыка или солисты здесь совсем не главное". Не главное. Про них мне даже нечего сказать. Хотя я попала на удачный состав, я считаю. Главную партию пел немец, Асмик Григорян пела Сенту, остальное не существенно. Она, наверное, любимица Бархатова. Колоритная девушка, очень экспрессивная.

Как выразить словами красоту постановки, я уже и не знаю. Я успела тысячу раз пыталась пересказать то, что видела вчера, но слова как-то стерлись и потеряли смысл. Форма поглотила содержание, создала альтернативную реальность, которая на два с лишним часа стала новой сутью. В ариях практически нет фоновой музыке, поют посреди оглушающей тишины или треска мусора под ногами (спасибо, режиссер, что бы мы без тебя делали), а между ариями вспыхивают увертюры, музыкальные вставки, которые по сути и являются отдельным персонажем. Морем, если хотите, злым роком, ветром в ушах безумцев. Безумцы же. Голландец в стиле синей бороды расправлялся с нареченными невестами, одну даже топит в аквариуме (эстетично). Сента давно слывет городской сумасшедшей с фотоаппаратом, а при желании можно представить её наркоманкой (как красиво она курила на сцене!). Эрик помешан тем более, хотя его образ нарисован широкими мазками и недостаточно проработан. Эрик и есть помещательство, ревность в чистом виде. Он бегает по сцене с оружием, трясет Сенту, угрожает Голландцу. Так прописано в либретто, что скажешь.

Читаю отзывы, в прошлом году концертная Кармен Петренко была неприлично хороша, нынче же успех удалось не только развить, но и упрочить. Без дьявола не обошлось. Мои подруги шутят, что мол Петренко продал душу за талант, красоту и славу. Бархатов тоже счастливчик - сколько бы провокаций не выходило из-под его легкой руки, все точно в цель и утащить в ад его пока никто не собирается. В следующем сезоне будут ставить Кармен. Надеюсь, что в главную партию будет исполнять Ренат Шахам.
После дирижера на сцену выволокли упирающегося Бархатова. Внимание, в бархатном костюме. Зал устроил такой крик, да что там, мы с маман орали дурным голосом, прости нас театральный бог. Теперь можно травить нескончаемое количество шуток по поводу назначения Бархатова худруком: бархатный сезон, бархатные руки в ежовых рукавицах, чтобы жизнь бархатом не казалась. У меня такое чувство, что мы стоим на пороге великих постановок и огромных скандалов и срачей. Будет очень весело.

@темы: в гостях у сказки